Техосмотр по-новому: все вопросы — к министерству

На недавней встрече в Общественной палате представители этой гильдии прямо заявили, что в деле техосмотра нет консолидирующего и направляющего органа. И надо его создать. Вот тогда появится сила, которая снизойдет до каждого автомобилиста и заставит поставить их 15‑летние Жигули на прикол.

Техосмотрщики настолько одержимы идеей, что цены на техосмотр предлагают сделать, например, абсолютно рыночными — говорят, рынок сам всё отрегулирует! И в своих презентациях прямо указывают: пункты ТО готовы работать круглосуточно, чтобы обеспечить необходимую проходимость и обслуживание клиентов. Их поддерживают Торгово‑промышленная палата и Совет Федерации.

Безопасность или бизнес?

Нынешнее положение вещей, когда 80% диагностических карт покупается «у кого-то» (а значит, уплывают доходы техосмотрщиков), их явно не устраивает. Поэтому предлагается действовать масштабно: принять стратегию на 10 лет, в рамках которой «операторы техосмотра смогут эффективно развиваться, а бизнес будет устойчивым». Ну, вы понимаете: стабильный бизнес — это прибыльный бизнес. Люди вложились, закупили дорогостоящее оборудование — теперь надо «стричь бабки». А для этого надо сначала «закрутить гайки». Поэтому требуется дальновидная стратегия с запретом даже обсуждения нужности или ненужности техосмотра.

Это я не для красного словца: люди, которые приезжают на подобные встречи на S‑классах и Майбахах, всерьез предлагают запретить ездить на автомобилях, которые не соответствуют всем обязательным 90 пунктам техосмотра по новым правилам. Нет денег заделать трещинку на лобовом стекле или фары поменять? Ставь машину на прикол. Аргументы железные: во Франции, Великобритании и Германии именно так! То есть нам предлагают жить с правилами и ценами как в Германии (запчасти у нас не дешевле!) — при средних доходах населения немногим выше, чем в Африке.

Не мудрствуя лукаво, в ответ я предложил создать министерство техосмотра. А что? Чтобы всё по-взрослому. С министром и замами. С аппаратом. С бюджетом. Так ведь удобнее созидать новые условия «устойчивого бизнеса» во имя безопасности на дорогах.

США нам не указ!

Вот в Америке нет министерства спорта, а спорт, как показывает Олимпиада, есть. Нет министерства культуры, а культура, судя по Голливуду и мюзиклам, тоже есть. Там нет не то что министерства техосмотра — в некоторых штатах техосмотра нет в принципе (замеряют только выброс токсичных отработавших газов), а в других жесткость/глубину техосмотра определяют местные власти: где-то проверяют машины по нескольким простым пунктам, а где-то даже контролируют работу приборов и герметичность крышки бензобака.

И, как это ни странно, нет никакой прямой зависимости между наличием/отсутствием/жесткостью техосмотра от штата к штату и количеством аварий по причине неисправности транспортных средств. Но об этом в кругах наших техосмотрщиков предпочитают умалчивать. Да и что случилось у нас за последние десять лет, когда свыше 80% всех диагностических карт просто покупалось?

Отменить — сложно. Упростить — можно!

Операторы ТО открыто «наехали» даже на главу ГИБДД Михаила Черникова, который предложил сделать техосмотр для владельцев частного легкового транспорта добровольным. Аргументация? Всё та же: мы тут полтора года решаем и обсуждаем, а он один раз высказался — и резко упали закупки оборудования для проведения ТО. 

Отменить техосмотр простым росчерком пера невозможно. Поэтому единственный путь — упростить техосмотр для владельцев частного легкового транспорта (который не используется в коммерческих перевозках). И дать возможность (и надежду) людям на не слишком свежих машинах проверить свой транспорт, не бояться ТО и получить диагностическую карту.

Я же предложение Михаила Черникова поддерживаю: либо добровольный техосмотр, либо (допустим) более дорогой полис ОСАГО, либо (обязательно) полная финансовая ответственность перед третьими лицами, если авария произошла именно по причине неисправности транспортного средства.

Да, собственно, водитель и так за всё отвечает! Для коммерческого транспорта, включая пассажирские перевозки (в том числе такси), техосмотр нужно оставить.

Надеюсь, эта поддержка будет отражена в документах Общественной палаты РФ, которые после завершения дискуссии направят в правительство.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *